четверг, 20 марта 2014 г.

Урок музыки в первом классе "Михаил Иванович Глинка "Слава"

Конспект открытого урока музыки в 1 классе
Тема урока: Михаил Иванович Глинка. «Слава»
Учитель: Клиновицкая Марина Викторовна
МБОУ СОШ № 129 г. Челябинска
Ход урока:
1 Оргмомент:
Поем приветствие
-Ребята, вы наверное заметили что у нас сегодня на уроке гости, они пришли посмотреть что мы с вами узнали нового о музыке, чему научились. А чтобы было видно кто как работает, за каждый правильный ответ ученик получает вот такую улыбку у кого больше улыбок тот значит самый внимательный, все запоминает и много знает.
2 Слушание, работа с разворотами учебника по теме урока
-Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, вы должны внимательно послушать и сказать откуда этот отрывок и кто композитор.
Звучит Первая песнь Баяна «Дела давно минувших дней».
-Правильно, это первая песнь Баяна из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», созданная по поэме А. С. Пушкина (2 слайд).
- И сегодня мы с вами обобщим все знания об этой опере и познакомимся с заключительным хором «Слава».
- Поэтому тема нашего урока так и называется «Слава» (3 слайд)
-Ведь в опере прославляется героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни, прославляет любовь к Родине и ее отважных героев.
-А теперь давайте вспомним героев оперы:
(4 слайд)
-Кто такой Баян? ( Певец сказитель ,старый седой мудрец, предсказатель, историк, В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжкие испытания; но несчастья минуют, и "радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдет!"
(5 слайд) – Правильно Людмила. Людям Милая, веселая, молодая, умная, красивая, лукавая, за нее и жизнь отдать не жаль.
-Следующего героя узнайте по музыке
Звучит «Марш Черномора»
- Во время свадебного пира Людмилу похищает злой волшебник, его зовут Черномор. Какой он?
Страшный и злой колдун. Все действительно звучит мощно и устрашающе, но внезапно музыка меняется и сразу становится не страшно, а чуть-чуть смешно, неуклюже.
-Почему?
Потому, что Черномор – это карлик, маленький, меньше своей бороды, которая у него очень длинная, седая, в ней то и таится вся его сила, а без бороды он слабый и беспомощный. (6-7слайд) Вот как описывает его Пушкин:
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Я задавала вам нарисовать рисунки к опере?
-Кто спасет-выручит Людмилу и победит Черномора?
(8 слайд)Герой, русский богатырь Руслан.
- Какой он – богатырь земли Русской – Руслан?
+ Сильный, могучий, храбрый, отважный… Но еще любящий и нежный(слайд 9-10)
-А что же с нашим богатырем происходит?
+В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. (слайд 11)
-Какой сольный номер звучит в этой картине
+ «Ария Руслана»
- Горестные раздумья охватывают его:
Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?..

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

-Пока мы будем слушать отрывок из Арии Руслана пожалуйста выберите слова из написанных под иллюстрацией, которыми по вашему мнению можно охарактеризовать музыку арии.
Радостная, плавная, задорная, льющаяся, ласковая, печальная, отрывистая, задумчивая, , песенная, благородная, игривая, задушевная, светлая, величавая, протяжная.
- Действительно, мелодия арии Руслана звучит широко, песенно, благородно, задушевно и величаво, перекликается с песней Баяна. Она очень похожа на многие протяжные русские народные песни.
-Кого Руслан встречает на этом поле?(слайд 12)
-Почему голова оказалась на этом поле (слайд 13)
Даже родного брата Черномор не пожалел настолько он коварный и жестокий, Кто помагал Черномору вершить его черные дела.
+ Волшебница Наина и Фарлаф
-А у Руслана были помощники?
+ Добрый волшебник Финн
-То есть в опере постоянно идет борьба добра со злом?
-Что же побеждает добро или зло?
+Добро! Финн помогает разбудить Людмилу!
-Народ ликует, прославляет своих героев, прославляет Отчизну и богов! Давайте послушаем заключительный хор оперы «Слава» и выберем слова, которые можно отнести к характеру музыки хора.
Мрачная, торжественная, стремительная, нежная, печальная, ликующая, жизнеутверждающая, энергичная, спокойная, радостная, напористая(слайд 14)
-Чтобы вам был понятен смысл, послушайте слова хора
Слава великим богам!
Слава отчизне святой!
Слава Руслану с княжной!
Да процветает в полной силе и красе
Милая сердцу юная чета!
Да воссияет славой, счастием земным
Наша отчизна в поздние века!
Боги, могучей дланью храните
В мире и счастье верных сынов,
И пусть не посмеет хищный, лютый враг
На наших потомков восстать!
Радость ныне боги дали нам!
Звучит Хор «Слава»
Народ славит Руслана за то что он освободил Людмилу, а еще за то что он победил печенегов, которые хотели напасть на Киев, в этом проявилась любовь Руслана к своей Родине, к своей родной земле – матушке (Слайд15)
-А вы любите свою Родину? Что такое Родина?
+Место где ты родился и живешь(Слайд 16)
-Подберите слова похожие на слово Родина
+Род, Родня, Родимый, Родной, Родить, Родители, Народ
Давайте споем с вами песню Родине, но для начала нужно распеться разогреть свои связки. Ни у кого горлышко не болит?
3 распевка
Дон –Дон
А теперь давайте под распевку подвигаемся чтобы немного размяться, а заодно будем развивать координацию движений и чувство ритма
4 Пение
Исполнение песни «Здравствуй,Родина моя» Ю. Чичкова (Слайд 17)
5 Игра музыкальная мозаика «Родина моя»
-Пока ребята поют, два человека по желанию соберут музыкальную мозаику и представят карту нашей Родины
- А какую русскую народную песню мы знаем?
+Во кузнице
Исполнение песни «Во кузнице»(Слайд 18)
-Какие русские народные инструменты вы знаете
Я буду показывать слайды с инструментами. А вы будете называть(Слайд19-26)
-А теперь давайте тоже поиграем на народных инструментах
6Музицирование
Исполнение песни «Во кузнице» (с ложками)
-Как называют большой коллектив играющий на инструментах
+ Оркестр (Сладайд 27)
-Как называют руководителя оркестра
+ Дирижер(Слайд 28)
- Для чего нужен дирижер?
+Чтобы показывать когда вступать, а когда заканчивать каждому инструменту,
Чтобы оркестр играл слаженно
А у нас с вами есть свой дирижер, Давайте поиграем в игру «Дирижерчик»
7Игра «Дирижерчик»
-И так давайте вспомним о каком музыкальном произведении мы говорили с вами
+Об опере «Руслан и Людмила»
- А кто может сказать Что такое опера? (Слайд29)
+Музыкальный спектакль в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра
-А где показывают такие спектакли?
+ В театре оперы и балета
У нас в Челябинске тоже есть театр оперы и балета и он носит имя М. И. Глинки (слайд30-31)

8 Экспресс-викторина
Сейчас мы с вами вспомним творчество какого композитора мы изучали с вами недавно
+П. И. Чайковского
-А какое произведение?
+Детский альбом
Сейчас мы проведем с вами викторину (Слайд 32-33)
Возьмите листочки, там проставлено 5 цифр, мы прослушаем 5 музыкальных отрывков из пьес Детского альбома Чайковского. Напротив каждой цифры после прослушивания вы должны поставить цифру с картинки которая соответствует прослушанному произведению.
9 Рефлексия. Давайте подведем итог нашего урока:
- О чем поется в заключительном хоре оперы «Руслан и Людмила»?
- Как звали на Руси Певцов-сказителей?
-Чье имя носит Челябинский театр оперы и балета?
Покажите пожалуйста кто сколько улыбок сегодня заработал?
-Давайте вместе посмотрим ваше художественное творчество на тему оперы «Руслан и Людмила» (дети рассматривают рисунки) (Слайд34)
Спасибо всем за работу на уроке (Слайд 35)
Дети под увертюру к опере уходят





Комментариев нет:

Отправить комментарий